ПРОЕКТ
Мы вместе: сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи в контексте федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования
Разработчики:
творческая группа МКДОУ «ДС №5»
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»
(В.А.Сухомлинский)
Актуальность проекта
Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не на принципе параллельности.
Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со
снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности
компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.
Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.
Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.
Внедрение инноваций в работе дошкольного учреждения – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.
Новизна и оригинальность инновационного проекта заключается в том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.
Поэтому, в нашем детском саду педагоги выступили с инициативой разработки инновационного проекта на тему сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в контексте ФГОС ДО, мотивируя данный выбор темы тем, что старые формы работы с семьей не всегда дают положительный результат.
Наши воспитатели взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого организовать работу с семьей так, чтобы детям и родителям представилась возможность для дополнительного эмоционального общения хотя бы в стенах дошкольного учреждения. Педагоги надеются, что начавшееся в стенах детского сада общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие дела детей и родителей.
Выбранное нами направление проекта не явилось для нас случайным, это результат анализа заказа родителей, школы и государства.
Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.
Проследив состояние системы воспитания и обучения детей нашего Учреждения за предыдущие годы, выявив сильные стороны содержания образования, нами было отмечено и ряд проблем.
Проблемы:
- во-первых, с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают, но в тоже время, как показали исследования семей воспитанников детского сада, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка;
- во-вторых, низкие адаптивные возможности детей, поступающих в детский сад, т.е затруднение процесса адаптации, что негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей. В результате многочисленных наблюдений и общения с родителями было установлено: многие родители не знают, что процесс привыкания ребенка к детскому саду непросто определенный период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребенка. Они не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка, поэтому стремятся как можно скорее отдать ребенка в детский сад. При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком
возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений.
Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.
Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана
система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.
Разработанный проект «Мы вместе: сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» буде реализован в течении двух лет в нашем дошкольном учреждении. Мы предлагаем присоединиться к работе над проектом всех заинтересовавшихся педагогов наладить обмен опытом.
Считаем, что положительный результат может быть достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами, родителями и детьми на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи.
Выступление
Презентация по выступлению
Приложения
Конспект творческой встречи с родителями и детьми
в рамках работы клуба для родителей «Мы вместе»
Конспект общего родительского собрания на тему:
«Внедрение ФГОС в ДОУ»
Анкета для родителей
«Изучение мнения родителей по вопросам введения ФГОС ДО»
Семинар – практикум для родителей и детей
«Здоровье – основа человеческого потенциала»
В рамках клуба для родителей «Семейная академия»
Семинар- практикум
«Навстречу друг другу»
В рамках клуба для родителей «Семейная академия»
Семинар-практикум для воспитателей
«Умение общаться с родителями»
СЦЕНАРИЙ
праздника «Семьи, любви и верности»
Сценарий физкультурного досуга
«Вместе с мамой, вместе с папой отправляемся в поход!»