МДОУ "ДС№5"

Красная шапочка

Инновационная деятельность

 

                                                             ПРОЕКТ

Мы вместе: сотрудничество дошкольного образовательного учреждения  и семьи в контексте федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования

 

                                                                  Разработчики:

                                                                 творческая группа МКДОУ «ДС №5»

 

                       «Только вместе с родителями, общими усилиями,

                       педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»

                                                                                           (В.А.Сухомлинский)

 

 

Актуальность проекта

 Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не на принципе параллельности.

Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со

снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности

компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно.

Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.

         В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Основное условие ФГОС ДО: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.

Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всех «заинтересованных субъектов» взрослого сообщества. В нём говорится: «Детство обеспечивается — и это главное — поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенка».

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.

Внедрение инноваций в работе дошкольного учреждения – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

Новизна и оригинальность инновационного проекта заключается в том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Поэтому, в нашем детском саду педагоги выступили с инициативой разработки инновационного проекта на тему сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в контексте ФГОС ДО, мотивируя данный выбор темы тем, что старые формы работы с семьей не всегда дают положительный результат.

Наши воспитатели взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого организовать работу с семьей так, чтобы детям и родителям представилась возможность для дополнительного эмоционального общения хотя бы в стенах дошкольного учреждения. Педагоги надеются, что начавшееся в стенах детского сада общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие дела детей и родителей.

Выбранное нами направление проекта не явилось для нас случайным, это результат анализа заказа родителей, школы и государства.

Мы глубоко убеждены, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

Проследив состояние системы воспитания и обучения детей нашего Учреждения за предыдущие годы, выявив сильные стороны содержания образования, нами было отмечено и ряд проблем.

Проблемы:

- во-первых, с каждым годом все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Педагоги сетуют на то, что родители не уделяют должного внимания своему ребенку. Родители в свою очередь жалуются, что их ребенок не получает того, что они ожидали от данного образовательного учреждения. Требования, предъявляемые родителями к ДОУ, педагогам возрастают, но в тоже время, как показали исследования семей воспитанников детского сада, во многих семьях наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка;

- во-вторых, низкие адаптивные возможности детей, поступающих в детский сад, т.е затруднение процесса адаптации, что негативно сказывается на состоянии физического и психологического здоровья воспитанников. Это опять же обусловлено низким уровнем психолого-педагогической культуры родителей. В результате многочисленных наблюдений и общения с родителями было установлено: многие родители не знают, что процесс привыкания ребенка к детскому саду непросто определенный период в его жизни, а очень важный, значимый и ответственный момент для ребенка. Они не понимают опасности адаптационного периода для здоровья и психики ребенка, поэтому стремятся как можно скорее отдать ребенка в детский сад. При этом ответственность за организацию адаптационного периода целиком

возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений.

Таким образом, выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана

система педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении до его поступления в школу, учитывающая возрастные периоды развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.

         Разработанный проект «Мы вместе: сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» буде реализован в течении двух лет в нашем дошкольном учреждении. Мы предлагаем присоединиться к работе над проектом всех заинтересовавшихся педагогов наладить обмен опытом.

Считаем, что положительный результат может быть достигнут только при объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее взаимодействие, сотрудничество между педагогами, родителями и детьми на всем протяжении дошкольного детства ребенка. И это возможно при условии учета особенностей каждой конкретной семьи.

 Выступление

Презентация по выступлению

                                                              Приложения

    

Конспект творческой встречи с родителями и детьми

в рамках работы клуба для родителей «Мы вместе»

 

 

Конспект общего родительского собрания на тему:

«Внедрение ФГОС в ДОУ»

 

 

Анкета для родителей

«Изучение мнения родителей по вопросам введения ФГОС ДО»

 

Семинар – практикум для родителей и детей

«Здоровье – основа человеческого потенциала»

В рамках клуба для родителей «Семейная академия»

 

 

Семинар- практикум

«Навстречу друг другу»

В рамках клуба для родителей «Семейная академия»

 

 

Семинар-практикум для воспитателей

«Умение общаться с родителями»

 

 

СЦЕНАРИЙ

праздника «Семьи, любви и верности»

 

 

Сценарий физкультурного досуга

«Вместе с мамой, вместе с папой отправляемся в поход!»

 

 

Дата последнего обновления страницы 08.12.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»